Актриса, которая поет

Юлию Силаеву часто можно видеть на телеэкране — то по одной, то по другой программе показывают фильмы с ее участием. Дебютным для молодой актрисы стал в 1991 году фильм «Встретимся на Таити», а потом с завидным постоянством каждый новый год она добавляла в свою «кинокопилку» новые фильмы: 1992 год — «Мужская компания», 1993 — «Большой капкан, или Соло для кошки при полной луне», 1994 — «Вопреки всему», 1995 — телесериал «На углу у Патриарших», 1996 — телесериал «Гамильтон», 1998 — фильм «Юрий Долгорукий».

Но, наверное, далеко не все знают, что родом Юлия Силаева из Самары. Росла она, по её собственному признанию, бойкой, непоседливой девочкой. В шесть лет начала заниматься музыкой: так захотели родители, инженер и преподавательница английского. Учительница музыки, пожилая женщина, про Юлю говорила: девочка способная, но не трудоспособная. Тем не менее в музыкальную школу её приняли, причем сразу во второй класс. Там как-то незаметно сочиняла песенки. В Москву, в ГИТИС, Юля уехала в 1985 году и через четыре года стала актрисой театра имени Маяковского.

— Юля, сложно быть москвичкой?

— Никогда не думала об этом, пока училась и начинала работать в театре имени Маяковского. Меня переполняла радость — от учёбы, от возможности общаться с очень талантливыми и интересными личностями. На меня обрушился такой поток информации, что порой времени не хватало даже на то, чтобы её переварить. Ведь я получала совершенно новую профессию в 21 год! Кажется, что времени вроде бы достаточно — целых четыре года. На самом деле — один миг, в течение которого нужно успеть понять что-то и про себя. Поэтому, когда я возвращалась после двенадцати ночи с занятий в общагу, я была самым счастливым человеком. На этом все мои амбиции москвички заканчивались.

— «Столичный артист», «провинциальный артист» — существуют такие понятия?

— Когда смотрю спектакль с Амелиным, мне всё равно, он самарский, или московский, или красноярский, потому что он — европейский. Он так работает, что заполняет всё пространство вокруг себя и ещё при этом получает удовольствие от пребывания на сцене. А это зритель сразу чувствует. В свой последний приезд в родной город я порадовалась и за своего школьного друга, самарского артиста Володю Сухова, — на спектакле «Венецианские близнецы» очень смеялась. Может, когда-нибудь что-нибудь с ними сыграем в Самаре.

— Чем запомнились съёмки каждого из фильмов, в которых вы снимались?

— Тем, что я всегда чему-нибудь училась. Вам никто никогда не сможет сказать, как общаться с тем или иным режиссёром, потому что бывают разные ситуации. Сразу видно, когда режиссёр знает, чего он хочет, и когда не знает. В первом случае понятно. Во втором — нужно придумывать самой и постараться внушить режиссёру, что это его идея. На съёмках «Таити» некоторые сцены сочинялись прямо на площадке. Компания артистов была весёлая и талантливая — Угольников, Ташков, Куравлёв, Лазарев. У меня это была самая первая картина, но мне хватило ума понять, что не всё кино так снимается — дружно, весело и безответственно, хотя это в конечном счете помогло снять картину на те смешные деньги, которые нам были отпущены.

В «Мужской компании» я впервые села на лошадь и через дней шесть-семь ездила уже галопом. Нагло заявила, что дублерша мне не нужна, таким образом получила еще и трюковые деньги. «Долгорукий» запомнился тем, что меня сначала не утвердили. Только потом, когда не сложилось с другой актрисой, от безысходности позвонили ночью мне. На съёмках этого фильма был такой случай: мы уже две недели в Румынии снимали все павильонные сцены. Жили замкнуто, в охраняемом особняке Чаушеску, за высоким зелёным забором. До Бухареста ехать и ехать. Плюс жара, костюмы и ностальгия. Съёмки постоянно прерывались по разным причинам, и был риск не уложиться в сроки. Я сильно скучала, мне надоели яйца, которые нам давали каждый день на завтрак в разных видах (я потом два года яйца не то что есть — видеть не могла). Наконец, мне обещали, что, как только мы снимем сцену прощания Князя со Светляной (так звали мою героиню), на другой день меня отправят в Москву. Билет уже есть. Но не сняли — кончилась плёнка. Привезли плёнку — кончилась смена. Поскольку рейс на Москву в 11.00, назначили съёмку на 7.00. Утром случился сердечный приступ у режиссёра, и я в буквальном смысле у его изголовья получала указания по сцене, которую мы будем снимать без него. Оператор-румын по-русски не понимает. Прибавьте ко всему страх не улететь. В таком состоянии мы с артистом Химичевым играли сцену прощания. Два дубля — и на площадке плачут все. Обнимаются, как будто это не только у меня последний кадр в этом фильме.

— Сегодня вас называют актрисой и певицей. Но, по-моему, дело идет к тому, что останется только «автор и исполнитель своих песен».

— Во-первых, быть этим самым-«автором и исполнителем…» уже нормально, я не против. Пока идут фильмы с моим участием и спектакли, остаюсь актрисой. Никогда не отделяла свои песни от своей профессии. Пою как актриса, играю, слушая музыку спектакля.

— На своём сайте вы открыли рубрику «Школа житейского мастерства». Почему начали именно с этого?

— Да, есть такая рубрика на моем сайте. Изначально планировалось, что я буду вести её в новом журнале для девушек, а смысл в том, чтобы в определённых жизненных ситуациях использовать атрибуты моей профессии: какие-то предметы (реквизит), одежду (костюм), макияж (грим), способность на месте анализировать ситуацию (работа с партнёром) и т.д. Поэтому первые два «урока» получились совсем для девочек. Потом, с лёгкой руки моего одноклассника, я продолжаю «Школу» для нас, для взрослых, на примерах моих друзей и знакомых, разумеется, с их согласия. Так что милости прошу на страничку. Адрес такой: silaeva.pesni.ru. На страничке, кстати, можно и песенки мои послушать, и фотографии посмотреть.

— Сколько альбомов вы выпустили?

— Пока один — «Песни и огонь». Вышел он ровно три года назад. Это саундтрек к спектаклю «Песни и огонь Виолетты». Почти весь продался. Прибыли никакой. Зато опыт студийной работы, общения с разными людьми. Сейчас делаю второй, «живой», т.е. не компьютерный. Трудно, дорого, но интересно. Его название — «Опасные сны». Записано три песни, но уже наслушалась всякого: «Ты ненормальная, кому это нужно. Пиши попсу, делай модняк-аранжировки. Зарабатывай бабки!» Этих людей можно понять, они ко мне хорошо относятся и хотят добра.

— Ваше материальное благополучие — заслуга мужа?

— В основном да. Это естественно. С кино сейчас «напряжёнка», а того, что я получаю в театре, хватает только на автостоянку и чуть-чуть остается на бензин. Хотя пока нет такой острой необходимости, но думаю, что всякую возможность заработать использую. Например, не откажусь и от рекламы с хорошими артистами, тем более что все деньги пойдут на запись нового альбома. Против моих заработков муж не возражает.

— Какие у вас планы?

— Планов много: снять кино, поставить спектакль, выпустить еще один альбом, что-нибудь интересное написать.

Беседовала Татьяна ХАРИТОНОВА. «Самарские известия», 01.03.2001 г.