Без фальши с воздухом (26 май, 2000 )

Серое небо, не очень раннее утро, тот же кофе со сливками, на дворе май, на носу лихорадка. Женщине вполне достаточно лихорадки, чтобы почувствовать свое одиночество и неприкаянность. Но сегодня, 20 мая 2009года, мир особенно жесток и не справедлив. Сегодня не стало Олега Янковского. Позвонила мама, она переживает, тихо. Обычно она эмоционально комментирует такие события, но сегодня она просто сказала: «Я очень расстроена». И у меня грусть тоже тихая, глубоко запрятанная – если, уж, Янковского забирают, то куда катится этот мир? Без Янковского в Ленкоме, да и не только в Ленкоме, всплывет много бессмысленности и фальши.

Хочу зацепить, вытянуть, какую-нибудь культурную нить, впечатление от увиденного за последнее время, услышанного. Это надо сделать, чтобы пойти дальше, в следующий день, год. Без этого трудно что-то делать в своей профессии.

Недавно посетила с приятелем оперу. В театре Станиславского и Немировича- Данченко давали премьерный спектакль «Лючия де Ляммермур» Гаэтано Доницетти. Пригласила нас художник Лена Степанова, которая сочинила костюмы к этому спектаклю. Костюмы хорошие по-настоящему, без всяких. Еще был отличный хор, и отличная сцена у пруда из 2-го акта. Главная героиня – ее исполняла Хибла Герзмава, была хороша в белом струящемся платье. Режиссер спектакля Адольф Шапиро решил оперу аккуратно – без навороченных мизансцен и лишних телодвижений персонажей. При наличии экранного суфлера это гуманно. Я, зритель, не волновалась, что что-то пропущу, пока читаю перевод, высоко задрав голову (опера поется на итальянском языке). Правда, иногда хотелось крикнуть: «Ну, все, я уже прочитала, давайте, передвигайтесь дальше!». Но актеры стояли и продолжали петь. Не знаю, но меня это не смущало, как не смущал железный рыцарь, выезжавший периодически на сцену, как символ власти и неодолимой силы, мол, вот тебе, зритель, метафора. Она противопоставлена живому белому коню – символу любви. Ну, это я так понимаю. И вообще, меня всегда радует, когда есть, какое-нибудь решение. Ну, хотя бы белый конь.

Красивый театр, хороший ремонт, рядом красавец- мужчина, итальянская опера – что еще нужно женщине?….

Шон Пенн всегда сгорает в своих ролях. Даже страшно за него, порой. Кажется, что он вот-вот сейчас рухнет, сойдет с ума, или умрет, дай, бог, ему здоровья и долгих лет. Сама артистка, и каждый раз попадаюсь на его удочку – не знаю, как он это делает.

«Харви Милк» - реж. Гас Вансент, 2009. Без Пенна «Милк» был бы очередной историей про гомосексуалистов, кино «не для всех» и только. Пенн дает всему этому воздух, объём, масштаб и еще чего-нибудь... В фильме он существует виртуозно, без «швов», легато, не давая возможности уличить себя даже в маленькой фальши, наигрыше, или техничности. Мне, правда, страшно за него. В кино, вообще это сложно – нужно находиться в определенном состоянии, а учитывая, как снимается кино, это практически невозможно. Вот и нашему Янковскому это удавалось – легато, без фальши, с масштабом и воздухом.